Откуда пришла Баба - Яга?

   Во многих русских сказках присутствует эта странная горбатая старушка, летающая в ступе и зачем-то помелом след заметающая. Однако за её безобразной внешностью, злобой и коварством нет-нет, да и проглянут совершенно другие черты, неприсущие отрицательному персонажу. Объяснить это можно одним: образ Бабы-Яги — составной.

Доказательством прилёта на Землю в далёком прошлом космических кораблей являются сказки о Бабе-яге. Исследователь русского фольклора А. Подъяпольский находит Бабу-ягу в Индии. Для объяснения столь неожиданного места её обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы. Высоко поднятый над землёй дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, всё равно холодные ветра выстудят всё тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: тёплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле. Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе-яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нём, даже если прохожий ей совершенно незнаком. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? — спрашивает А. Подъяпольский. — Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу». Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют «баба», а наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим «баба-яга», хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить «баба-йога», что означает на санскрите учитель-йог. ЛЮДОЕДКА ИЗ АФРИКИ А вот что думает о происхождении Бабы-яги писатель Г. Климов. В своей книге «Имя моё — легион», изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки. Оказывается, Баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов ягга. Поэтому её стали называть королева Ягга. Позже уже у нас на родине она превратилась в людоедку Баба-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестрёнке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога». Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ её прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской Бабе-яге. РАЗРЕШИТЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ По мнению учёного Ю. Росциуса, доказательством прилёта на Землю в далёком прошлом космических кораблей являются сказки о Бабе-яге. Начнём со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа — деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у Бабы-яги — она металлическая. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полёта ракет и мощных реактивных самолётов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, — которые выворачивало, которые ломало». Находит своё место в объяснении учёного и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой реактивных двигателей. Удары пестом о металлический корпус ступы порождали грохот, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди, живущие вблизи крупных аэродромов. Подтверждением передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла в руках Бабы-яги. За ступой, как за реактивным самолётом, оставался постепенно рассеивающийся белый след — «как будто его на небе метлой заметали». Во всех сказках жилище Бабы-яги описывается одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Корабль, преодолевающий межзвёздное пространство, должен иметь весьма приличные габариты и сверхмощные двигатели. Для посадки на обитаемую планету он явно не годится. Здесь куда более удобны небольшие, но весьма маневренные металлические аппараты, размером с последние ступени наших космических ракет. Именно такой вариант сочетания межзвёздных и планетных кораблей предлагает известный польский писатель Станислав Лем в своей фантастической повести «Магелланово облако». Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлётно-посадочное устройство. Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звёздных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку-планетолёт окружает забор, на котором торчат черепа людские с глазами. «Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём». Это описание жилища Бабы-яги из сказки «Василиса Премудрая». В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего ещё могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к Бабе-яге за огнём. Та даёт ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное, с точки зрения людей, живших много веков назад, глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и её дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии. Кстати, череп — это не только вместилище мозгов. Раньше это слово означало скорлупу или тонкую крепкую оболочку какого-нибудь округлого предмета. ИНОПЛАНЕТНЫЙ КИНДНЕППИНГ Вполне объясним и пугающий облик Бабы-яги. Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими. Поэтому нос у Бабы-яги слишком длинен, во лбу торчат рога, ножки тонкие, а на спине горб. Теперь рассмотрим, как описывается в сказках контакт Бабы-яги с людьми. Здесь чётко можно выделить два весьма отличающихся друг от друга типа контактов. Для объяснения столь неожиданного места её обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга Несмотря на устрашающий вид, к Бабе-яге часто обращаются за помощью. Это свидетельствует о том, что пришельцы довольно мирно уживались с землянами и старались помогать им. Например, могли дать самодвижущееся средство, указывающее дорогу, — клубок. О таком техническом приспособлении, работающем за счёт информации, получаемой с ИСЗ, и легко устанавливающемся на автомобиле, сегодня пишут не фантасты, а инженеры. Культурное влияние одной расы на другую гораздо быстрее идёт непосредственно через детей. Наверное, поэтому в сказах часто фигурирует второй тип контакта — похищение ребёнка, причём, как правило, мальчика. Это легко объясняется социальным различием функций мужчин и женщин. На первых лежало развитие технических средств, руководство отдельными группами людей, на вторых — рождение детей и уход за ними.

 


Кто такой Леший?

Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.          

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника.

Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.

Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!»

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.

14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).

Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека).

В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.

 

Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня). В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.